Большинство четвероклассников с 1 апреля начнут изучать основы светской этики. Об этом говорит статистика, предоставленная «Газете.Ru» в 16 регионах России. По мнению экспертов, выбор родителей закономерен: большинство людей называют себя православными только из-за национальности. Кроме того, родители еще не видели учебника ни по по одному модулю, в том числе по светской этике, у которого несколько раз менялись авторы.
Предмет «духовно-нравственное воспитание» появится в школьном расписании через две недели. Тысячи детей начнут проходить обучение по одному из шести предложенных министерством образования и науки модулей: основам православной, исламской, иудейской, буддистской культур, истории и культуры мировых религий и светской этики. У большинства округов заявления от родителей школьников о зачислении их детей на тот или иной модуль были уже в январе. Правда, чиновники предупреждают, родители могут еще передумать: у всех есть шанс перезаписать ребенка на другой предмет.
Получать духовно-нравственное воспитание будут в 19 областях семи федеральных округов: в Еврейской автономной области, Пензенской, Вологодской, Калининградской, Новосибирской, Томской, Курганской, Свердловской, Костромской, Тамбовской, Тверской областях, в Камчатском, Ставропольском, Красноярском краях, Удмуртской, Чувашской, Чеченской, Карачаево-Черкесской республиках, в Калмыкии.
По подсчетам «Газеты.Ru», наибольшее количество заявлений родители написали на модуль «основы светской этики». В 16 областях ее будут изучать более 75 тысяч школьников.
На втором по популярности месте основы православия; на третьем — история мировых религий. Ислам подавляющее большинство жителей выбрало только в двух республиках — Чечне и Карачаево-Черкесии. Буддистскую культуру будут изучать больше 50% четвероклассников Калмыкии. Основы иудаизма спросом не пользовались: в большей части регионов их не выбрали вовсе, в оставшихся на этот урок пойдут меньше 1% школьников. Православие лидирует среди четвероклассников Центрального округа. При этом в Тверской, Тамбовской и Костромской областях основы иудаизма не захотел изучать никто. В Тамбовской области с третьей четверти на «духовно-нравственное воспитание», по данным областного управления образования и науки, пойдут всего 8392 школьников. 55% начнут изучать основы православия, а 37% — светскую этику. В Тверской области участвуют в эксперименте 10572 четвероклассников, сообщили в тверском департамента образования. 62,3% их родителей подписали заявление на изучение основ православия, 31,6% — светской этики. Учителя Костромской области будут преподавать новый курс 5450 школьникам. На основы православия пойдут около 75% четвероклассников, 16,8% — на светскую этику. Костромская область стала единственным регионам Центрального округа, где будет также преподаваться буддизм. Правда, как сказали «Газете.Ru» в областном департаменте образования и науки, только 0,2% учащимся, то есть примерно 11 четвероклассникам. На светской этике остановились большинство семей Северо-Западного округа. В эксперименте от него участвуют две области. В вологодском департаменте сказали, что от их области это 10300 учеников, примерно 57% из которых будут учить светскую этику и 25, 4% — основы православия. Источник в министерстве образования Калининградской области сказал, что осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников. 57% из них выбрали светскую этику, 34% — основы православия. На светскую этику основной поток детей пойдет и в Сибирской округе — одном из самых многочисленных участников эксперимента. В министерстве образования и науки Красноярского края сказали, что среди 25146 детей этот модуль изучат 58,2%. Вторые по численности классы будут на истории мировых религий — 21,5%. По данным же департамента образования Новосибирской области, 1 апреля на духовно-нравственное воспитание пойдут 27697 школьников: 67% — на светскую этику, 18,5% — основы православия. В Дальневосточном округе в эксперименте участвуют немного школьников. Из Еврейской автономной области, согласно статистике регионального комитета образования, новый предмет будут изучать 1714 четвероклассников, 61,26% которых выбрали основы православия и 24,09% — историю мировых религий. На Камчатке в эксперименте участвуют 2283 школьника. Почти 47% из них выбрали светскую этику и 39% — основы православия. В Курганской области, принадлежащей Уральскому округу, из 8554 заявлений 60% также подано на модуль светской этики. 20% родителей здесь хотят, чтобы их дети изучали православную культуру. Предпочтения родителей в Приволжском округе разделились. Так, в Пензенской области сложилась уникальная в ходе эксперимента ситуация. 10055 участвующих в нем человек выбрали только два, как заявляют эксперты, «самых нейтральных модуля» — основы светской этики (62%) и мировых религий (38%). В министерстве образования Пензенской области пояснили, что жители региона исторически толерантны в отношении людей других религий. Возможно, отсюда и повышенный интерес именно к вере народов, живущих рядом, и светской этике в целом. «Пензенская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом, — сказала «Газете.Ru» главный специалист-эксперт областного минобра Ольга Дворянская. — У нас богатый опыт ведения факультативной работы по преподаванию историй и культур разных религий. Потребность родителей в изучении религиоведческих курсов в целом удовлетворяется (в частности, при каждом культовом центре уже давно работают воскресные школы)». В школах Удмуртии большая часть четвероклассников также прослушают курс по основам светской этики. Из 13939 человек, по информации министерства образования и науки Удмуртской республики, его выбрали 52%. А выбор родителей из Чувашии распределился практически ровно по трем предметам: из 11285 школьников в итоге 34,8% пойдут на основы православия, 32,8% — на историю мировых религий и 30,5% — на светскую этику. Наиболее разноплановым в вопросе вероисповедания оказался Южный округ. В его республиках лидерами стали не православие и светская этика. Так, в Чечне, как и предполагали специалисты, 99,64% родителей четвероклассников (20645 человек) отправили их изучать основы ислама. На уроки православной культуры здесь будут ходить только 73 ребенка. Остальные модули жители Чечни проигнорировали. Во второй исламской республике округа — Карачаево-Черкесии — мнения родителей разделились. Из 4161 четвероклассников на основы исламской культуры пойдут 37%, а основы светской этики будут учить 22,9%. Калмыкия же стала единственным регионом, где больше половины учеников — 51% из 2992 человек — выбрали модуль буддистской культуры. В министерстве образования Ставропольского края сказали, что более 60% детей отправятся на основы православной культуры. Подробные данные в Ставропольском крае предоставлять отказались. Заместитель министра Ирина Кувалдина пояснила, что «не бросаться цифрами» регион попросило вышестоящее начальство из центра. По мнению чиновников, закрытая статистика говорит о толерантности региона: «У нас каждый без давления со стороны может идти куда хочет». Кроме того, в министерстве подчеркнули, что цифры постоянно меняются, так как родители решают переписать своих детей на другой курс. «Мы не препятствуем этому. Мы толерантный регион», — еще раз подчеркнула собеседница. Не стали предоставлять официальную статистику и чиновники Калининградской области. Источник в министерстве, сообщивший «Газете.Ru», что осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников, 57% из которых выбрали светскую этику, также уточнил, что цифры «не рекомендованы для обнародования в прессе». При этом чиновники регионального минобра ссылаются на некие устные распоряжения своего руководства «о морально-этической стороне данной статистики». По их мнению, опубликованные данные могут подтолкнуть родителей к выбору тех модулей, за которые проголосовало большинство. В минобре Свердловской области сказали, что предоставят данные только в течение месяца, после официального запроса. А в Томской области распределение учеников на модули не подсчитывали, так как родители меняют свое мнение. «Есть старые сведения, новые мы предоставим, как только уточним», — сказал один из сотрудников ведомства. В образовательных ведомствах считают, что популярность светской этики обусловлена тем, что родители еще до сих не видели ни одного учебника. «Следующий выбор родителями будет сделан осознанный, увидят учебники и сориентируются. А сейчас боялись, что их детям начнут преподавать религию, а не культуру. Родители уже немного успокоились, и многие в последствие подали заявления на модуль основы православия», — сказал «Газете.Ru» ведущий специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой политики Главного управления образования Курской области Елена Корнеевец. Доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов считает, что сложившаяся ситуация «была предсказуемой». «В общем, с моей точки зрения, этого следовало ожидать. Дело в том, что, несмотря на социологические опросы, согласно которым у нас более 70% называют себя православными, по-настоящему православных людей в России мало. Положительно на вопросы о том, как часто вы ходите в церковь или причащаетесь, отвечают 5—6%. Это больше национально-культурная идентификация», — говорит независимый эксперт. При этом Фаликов отметил, что до сих пор неясно, как будет преподаваться светская этика.
«Действительно, немного смешно, что в четвертом классе будут читать основы светской этики. Не про Канта же рассказывать», — сказал он. По мнению Фаликова, возможной причиной популярность светской этики за Уралом может быть то, что «протестантские церкви ведут там удачную деятельность». Кроме того, Фаликов напомнил, что с разработкой учебника по светской этике были проблемы, в частности, несколько раз у него менялись авторы. Автор же одобренного Министерством образования учебника «Основы православной культуры» диакон Андрей Кураев сказал, что статистика министерств неточная. «К примеру, в городе Железногорск Красноярского края ноль людей выбрали ОПК. Потом мы выясняем, что просто в городе не было родительских собраний, никто не голосовал, никого не оповещали. Сами люди приходят и говорят. По нашей статистике, 60% родителей заинтересованы в ОПК, но механизмы, предложенные Минобрнауки, дают около 20%», — пояснил он «Газете.Ru». Диакон считает, что в школах «просто не хотят напрягаться: считают, что проще преподавать один предмет, поэтому не извещают родителей». Кроме того, до сих пор родители не увидели ни одного учебника ни по одному модулю. «Мы видим, что Минобрнауки так и не обкатало механизм выбора того или иного предмета, хотя у него было такое поручение. Хорошо, что в сентябре можно будет переголосовать, чтобы эта жуткая статистика не стала вечной», — добавил Кураев. Регионы действительно признают: единственное, что им нужно, чтобы начать курс, — партии учебников, которые Минобразование и издательство «Просвещение» до сих пор не прислали. Как ранее заявлял генеральный директор издательства Александр Кондаков, учебные пособия должны поступить в регионы 20—25 марта. Но в некоторых из образовательных ведомств «Газете.Ru» сказали, что сроки доставки уже сдвинулись еще дальше.