Правительство нашло способ борьбы с курением: надо, чтобы хорошие сигареты стоили 100 рублей, а самые дешевые – 70 рублей. О контрабанде не подумали.
В минувший вторник на заседании правительства обсуждалась новая концепция по борьбе с курением, заодно премьер Владимир Путин поинтересовался, кто из членов правительства курит. В зале поднялось несколько рук, в том числе вице-премьера Сергея Иванова и вице-премьера Дмитрия Козака. Курят и вице-премьер Александр Жуков, и министр иностранных дел Сергей Лавров, и полпред Александр Хлопонин. «То есть ситуация лучше, чем в целом по стране, — резюмировал премьер и тут же добавил: — Но они, наверное, возьмут обязательство, что будут бросать».
По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит уже почти каждый третий — 44 млн человек. Россия обошла даже Турцию, где курильщика можно встретить на каждом шагу. Но до последнего времени это мало волновало власти. «За 18 лет было принято всего четыре антитабачные меры: запрет на рекламу по ТВ, на рекламные билборды, курение в самолете и черно-белые предупредительные надписи на пачках сигарет ("Курение убивает” и т.п.)», — перечисляет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Последний шаг — появление надписей — был связан с тем, что Россия в 2007 году подписала рамочную конвенцию ООН по борьбе с курением.
Сначала казалось, что наиболее жесткие рекомендации документа вроде полного запрета на рекламу сигарет Россия проигнорирует. Подписанная Путиным концепция тоже не документ прямого действия — это план разработки законопроектов и постановлений правительства. Однако если он будет выполнен, перемены будут радикальные. К 2015 году акцизы на табак достигнут европейского уровня. Пока что акциз на пачку в России составляет пять рублей, в Европе минимальный уровень — €1,28, к нему и предполагают подтянуться. В концепции значится также введение полного запрета «рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий» к концу 2011 года. Кроме того, курение в общественных местах будет запрещено, а на работодателей возложат повышенную ответственность за курение сотрудников на работе. «То есть если не закроют курилки, будут платить штраф», — объясняет Янин. Проблема в том, что последствия таких решений могут быть спорными — и правительство само указывало на это еще в начале года.
Тогда лидер фракции «Справедливой России» в Думе Николай Левичев вместе с главой Совета Федерации Сергеем Мироновым и сенатором Людмилой Нарусовой попытались запретить с 1 января 2011 года любую рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. В конце января вице-премьер Сергей Собянин подписал правительственное заключение на законопроект: «Запрет на рекламу таких товаров может ограничить права потребителей на получение информации о представленных на рынке товарах».
Та же участь постигла и проект депутата Виктора Звагельского, который предлагал увеличить ставки акциза на табачные изделия в три раза в 2011-м и в полтора раза в 2012 году. 2 марта 2010 года Звагельский получил отрицательное заключение от Собянина: «Предлагаемое законопроектом увеличение ставок акциза на табачные изделия и, соответственно, резкий единовременный рост цен могут создать экономические предпосылки для существенного роста незаконного оборота табачных изделий». Увеличение акцизов было также признано неразумной мерой. Спустя полгода правительство одобрило и резкий рост акцизов, и запрет на рекламу.
ВОЙНА ЦИФР
«Путин не подписал бы эту концепцию, если бы не недавняя сессия ВОЗ в Москве», — считает Янин. Действительно, 13 сентября на заседании сессии европейского регионального бюро ВОЗ в Москве премьер выступил перед 30 министрами здравоохранения разных стран. В своем докладе Путин лично пообещал во внутреннем законодательстве учесть нормы антитабачной конвенции ВОЗ.
Обещание было выполнено, но осторожно. Максим Королев из отраслевого информагентства «Русский табак» обращает внимание, что составители документа сделали все, чтобы не подвести премьера: поставленные задачи неизбежно будут выполнены. Например, главная цель — «снижение распространенности потребления табака среди населения РФ на 10–15%». Считать будут, естественно, от приведенных в той же концепции цифр: 53–80% среди мужчин и 13–47% среди женщин, убежден Королев. Широта диапазона не случайна, обращает внимание специалист, это ключевой момент.
Для доказательства успешности реализации концепции в отчете должны появиться цифры типа 38–65% для мужчин и 3–32% среди женщин (где, возможно, взят целевой максимум — «минус 15%»). А в действительности, по данным «Русского табака», в России курят сейчас 56,3% мужчин и 17,2% женщин. Поэтому, утверждают сторонники конспирологической версии, концепция реально выполняться не будет. Борцы с табаком склонны думать, что все эти концепции нужны на всякий случай, если вдруг понадобится как-нибудь табачников приструнить.
Конечно, у правительства есть причины и реально бороться с курением. Прежде всего демографический кризис. Последние годы удалось добиться успехов: за счет притока мигрантов и роста рождаемости наметился даже прирост населения. Однако благоприятные факторы скоро перестанут действовать — на сцену выйдет поколение 90-х, появившееся во время резкого спада рождаемости. Спустя несколько лет оно вступит в репродуктивный возраст, и спад рождаемости неизбежен. Для смягчения негативной динамики уже сегодня надо бороться со смертностью.
А курение, считает Минздрав, одна из главных причин смертности в России — ежегодно от болезней, связанных с курением, умирают около 400 000 человек. В Минздраве подсчитали, что это 17% смертей в стране — больше, чем от любых других нарушений здорового образа жизни. 14% смертей — от недостатка витаминов, по 12% приходится на избыточный вес и алкоголь.
Врачи из ВОЗ представили премьеру детальные расчеты, из которых следовало, что если бы сигареты подорожали до 200–300 рублей, то смертность в России сразу бы сократилась на 8%. Правительство приняло компромиссный вариант — за пять лет акцизы вырастут на порядок, пачка премиальных сигарет подорожает примерно до 100 рублей, массовых — до 70–80 рублей за пачку.
«Мы поддерживаем законодательные меры, регулирующие табачный рынок, если их практическое применение эффективно», — заявил директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия» Александр Лютый. С аналогичным заявлением выступили представители Philip Morris. Но табачники обращают внимание и на то, что при резком повышении акцизов происходит лишь рост стоимости сигарет в рознице, а это может привести к тому, что в стране появится спрос на более дешевую — контрабандную или контрафактную — продукцию.
ИЕРОГЛИФЫ НА ПАЧКАХ
Почти каждый второй курильщик в канадской провинции Квебек курит контрабандные сигареты. «Канада является самой передовой в мире страной в области борьбы с табаком, оборотная сторона медали — самый высокий уровень контрабанды в мире», — говорит вице-президент канадской Imperial Tobacco Джон Клейтон.
В Канаде запрещена не только реклама табака, но и выкладка сигарет на прилавок: пачки лежат в непрозрачных ящиках под прилавком. Чтобы купить сигареты, покупатель должен сам поинтересоваться у продавца конкретной маркой. Кроме того, как региональные, так и федеральные власти с середины 2000-х увеличивали акциз на табак. В результате во всех провинциях Канады сигареты стоят в пересчете на наши деньги те самые 200–300 рублей, а в нефтяной провинции Альберта и того больше.
Проблема в том, что в соседних с Канадой штатах США сигареты зачастую стоят дешевле, а их переправка на север не представляет особой проблемы, правительство Канады не слишком следит за государственной границей. Одна из индейских резерваций, Аквесасне, расположена частично на территории США, частично на территории Канады. Причем по канадским законам индейцы пользуются широкой автономией, и контроль за резервацией весьма условный. Через резервацию с середины нулевых в Канаду пошел поток контрабандных сигарет, говорит Питер Симен из Национальной коалиции по борьбе с табачной контрабандой. Поток, весьма чутко реагирующий на рыночную конъюнктуру: когда в Канаде были запрещены ароматизаторы для сигарет, в резервациях этот товар появился буквально в течение месяца.
Кроме того, коренному населению Канады разрешен импорт табака и производство сигарет — правительство уважает обычаи «первой нации», которая курила задолго до появления европейцев. Причем импортируют табак индейцы беспошлинно — они вообще освобождены от уплаты налогов и сборов. Питер Симен говорит, что ирокезы и могавки оказались хорошими бизнесменами: за последние пять лет они драматически увеличили импорт табака в резервации, где построили около 50 фабрик по производству сигарет. В 2009 году они произвели около 13 млрд штук, заняв примерно треть канадского рынка.
Причина такого роста — демпинг. Индейцы беспошлинно ввозят сырье и не платят ни федеральных, ни местных акцизов. В результате 200 сигарет индейского производства (в основном этот товар не пакуется в пачки, а продается в полиэтиленовых пакетах, впрочем, нередко с лейблами известных производителей) стоят в резервациях от 13 до 18 канадских долларов в зависимости от конъюнктуры рынка. Легальные сигареты за пределами резервации стоят семь-десять долларов за пачку с 20 сигаретами.
Формально индейцы имеют право продавать произведенный на их территории табак только своим соплеменникам. Но за соблюдением этого запрета никто не следит: у индейцев своя полиция, которая смотрит на нарушения сквозь пальцы, а чужую полицию они не пускают — на границе некоторых резерваций висят плакаты «Федералам въезд запрещен». И тут же стоят палатки, торгующие дешевым табаком.
В Канаде около 600 резерваций, от любого крупного канадского города в Онтарио или в Квебеке до ближайшего места компактного расселения индейцев не более двух часов езды. Купить индейские сигареты без проблем может каждый. В результате только за последние два года доля нелегальных сигарет в провинциях Квебек и Онтарио выросла на 20 процентных пунктов.
На постсоветском пространстве, чтобы достичь подобных показателей, требуется намного меньше времени. В 2009 году в результате серии повышений на Украине акцизы на табак выросли в два-три раза, в итоге сигареты на Украине стали дороже российских, и появился экономический стимул для контрабанды. Уже осенью того же года инспекция по контролю за потребительским рынком обнаружила, что контрабандные сигареты продаются как минимум в 20% обследованных точек.
Причина столь стремительного роста доли контрабанды понятна. Если канадские власти не контролируют сравнительно небольшой участок границы, то на постсоветском пространстве вне пограничного контроля находятся участки длиной в десятки и сотни километров. Табачники предупреждают, что буквальное воплощение концепции в жизнь вызовет приток контрабанды и в Россию — табак пойдет из Казахстана и Китая, где акцизы невысоки и сигареты дешевы. Китай, к слову, считается крупнейшим производителем как контрабандных, так и контрафактных сигарет. Небогатым российским курильщикам, похоже, предстоит постепенно привыкать к иероглифам на пачках.
Источник www.runewsweek.ru
|