В разделе материалов: 10 Показано материалов: 1-10 |
|
Егоров Геннадий Петрович. Воcкресение шумеров. Чебоксары, Атал, Изд. 2, 1993, С. 38-5
После взятия Казани казаки очищали землю отцов от сохранившихся отрядов татаро-монгол и освободили от неприятеля пространство до Астрахани. Чувашский народ тем временем, окрыленный свободой, в честь победы над захватчиком воздвигнул в Казани многоярусную башню. По своей архитектуре она неповторима. В ней нет ни Азии, ни Востока, ни Европы. Башню назвали в честь чувашки-амазонки, принявшей активное участие во взятии Казани — Судам Пике (огонь-красавица). Башня сегодня — одна из достопримечательностей города Казани.
У Ивана Грозного взятием Казани разыгрался аппетит. Он не отказался от захватнической политики, от коварных замыслов лишить исторических земель и свободы чувашский народ. Начались конфликты. Весной 1557 года, как уведомили царские дипломаты ногайцам, «царь велел с Волги всех казаков сослать» (Р. Скрынников. Ермак, М. 1986 г. стр. 15.) Государь послал на Волгу «замену» казакам — вооруженные отряды Степана Кобелева и Ляпуна. Филимонова. Первый отряд закрыл дорогу казакам с Волги на Дон, второй — расположился на Термезе. Казаки-герои взятия Казани, недавно очистившие Атал от неприятеля до Астрахани, обманулись. Поняв случившееся и оценив ситуацию они повели себя соответствующим образом. Это было началом войны казаков против Руси.
|
Самое первое упоминание о казаках сохранилось в летописи Киева, когда Святослав в 965 году совершил поход на хазар. В истории ЧАССР (Чувашии —прим. Aryslan) говорится, что «переселившись с Приазовья на Среднюю Волгу, пулкары (‘’Пулкар’ чувашское название ’Булгар’ - прим. Aryslan) не освободились от хазарского засилия». Царь Чувашского государства Алмаш с целью освободить народ от зависимости обратился за помощью к халифу Багдада. Халиф обещал помощь и динарами, но с условием, если население Пулкар примет магометанство. Алмаш и часть местной аристократии в 922 году приняла новую веру. Но со стороны Багдада не поступили ни динары, ни обещанная помощь. Рыцари Чувашского государства — асы и казаки вели войну против хазар одни.
Поход Святослава на хазар в 965 году был на руку защитникам Пулкар. В Повести временных лет (т. 1, М-Л, 1950, стр. 244) говорится; «В лето 6473 (965) года пошел Святослав на хазар, одолел хазар и город их взял... И победил асов и касогов».
В те годы удачный был поход или нет, всегда писали о победе независимо конечного результата. Первой заинтересованной стороной в разгроме хазар было Чувашское государство. Святослав в той войне участвовал не один. В летописи говорится, что Святослав победил асов и касогов. Но последующие события говорят об обратном. |
Постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 года «О районировании ЧАССР» вместо существовавших ранее 5 уездов и 53 волостей создавалась единая сеть из 17 районов. В Канашский район вошли Ново-Мамеевская, Тобурдановская, Тюмеровская, Шибылгинская волости, 11 селений Янтиковской волости Цивильского уезда и 12 селений Малояушской волости Ядринского уезда – всего 143 населенных пункта. 1-2 октября в помещении клуба железнодорожной станции Канаш состоялся первый съезд Советов, на котором был избран исполнительный комитет Канашского района. Его председателем стал Иван Васильевич Етрухин. (Из архивных данных). |
Как тут красиво, уютно и дивно В нашем прекрасном любимом селе.
Чуваши могли заимствовать у татар слова казан и хусан, обозначающие «котел». Действительно, город Казань расположен в котловане. По-видимому, Шихазаны были заселены после 1530 года - времени первых боевых сражений местных жителей с монголо-татарами. Село Шихазаны, как и село Тобурданово, строилось как оборонительный пункт. Если посмотреть на вышеупомянутую карту 1793 года, то мы увидим, что со стороны реки Малый Цивиль село Шихазаны окружает сплошное болото, а с двух других сторон - глубокие овраги и речки Яшплат и Швекша. Попасть в населенный пункт можно было только через мост, разбираемый по весне. Любопытно, что название реки Яшплат означает чистую родниковую воду, а речки Швекша или как ее еще называют Швекшу - мутную воду, вытекаемую из соснового бора. «Су», «шу», «шыв» - единое понятие для чуваш, татар, марийцев, обозначающее воду.
|
В июне 1962 года над лагерем впервые взвился флаг. «Космонавт» начал свою работу. Территория «Космонавта» занимает более 4 гектара земли. Со всех сторон лагерь окружает лес, где много ягод и грибов. Подъездные дороги удобны для приезжающих к нам на транспорте, также ходит маршрутный автобус Мягкий сосновый климат, песчаная почва, свежий воздух, уникальная природа создают прекрасные условия для отдыха и оздоровления детей. Из года в год лагерь преобразовывается, появляются новые строения и различные игровые площадки, расширяется территория. «Космонавт приглашает ребят для отдыха в возрасте от 6 до 15 лет на летние каникулы. За каждую летнюю смену здесь успевают отдохнуть 300 детишек. |
Война с первых же часов показала, как невероятно остро вставал вопрос обеспечения раненых и больных командиров и красноармейцев госпитальным лечением. Положение осложнялось тем, что многие лечебные учреждения оказались в тылу врага или разрушены, эвакуированы в глубинные районы страны. Государственный Комитет Обороны постоянно занимался этим вопросом. |
Великая Октябрьская социалистическая революция, изменившая весь ход мирового общественного развития, величайшие темпы культурной революции и научно-технического прогресса потребовали иного уровня культуры, массового распространения знаний. В.И.Ленин понимал, какая огромная сила, способствующая решению этих задач, заключена в книге. Именно поэтому молодая Советская республика неустанное внимание уделяла развитию библиотечного дела во всех уголках нашей страны.
В ноябре 1920 года был разработан и принят Декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР».
В дореволюционной Чувашии имелось всего лишь 5 библиотек с книжным фондом 10 тыс. томов, которые были платными и обслуживали представителей имущих классов.
Уже к началу 1920 года в нашей республике имелось 290 библиотек и изб-читален, которые активно помогали партячейкам в разъяснении и претворении в жизнь решений молодого советского правительства, несли в массы культуру.
В 1930 году появилась изба-читальня и в селе Шихазаны. Создана она была по инициативе комсомольцев, которые на общем собрании объявили населению об этом и попросили принести книги в избу-читальню для общего пользования. Библиотекарем был назначен житель села Шихазаны Налимов Кирилл Андрианович (1910 г. рождения, 7/II). |
В Научном архиве Чувашcкого Государственного гуманитарного института имеется извлечение из архива(летописи) Шихазанской церкви Канашекого района, сделанное чувашским этнографом Н.В.Никольским. В извлечениях записано об истории возникновения села Шихазаны Канашского района ЧР: "По покорении Казани Ивана IV (Грозного) здешняя местность, лесистая, в то время почти необитаемая, как раз удовлетворяла желания чуваш, и потому многих из них привлекла к себе. Из этих людей, пришедших из пределов Казанского царства, говорят, и составилось село Шихазаны. Некоторые думают, что село Шихазаны свое название получило из татарских слов "Шки Азан" - татарское духовное лицо" (Научный архив. ЧГН, отдел 1, дело 197, с. 3).
|
В Поволжье распространилась добрая молва о святом источнике близ села Шихазаны Канашского района. После купания в его воде больные исцеляются, алкоголики становятся трезвенниками. Заглянули внутрь сруба. На стене – недорогие иконки, пятиступенчатая лестница их ведет прямо в купель, устроенную из огромных бетонных колец, куда из трубы вытекает ледяная подземная вода. Попробуешь – скулы сводит. Стоит трижды по три раза окунуться – испытаешь непередаваемое ощущение, вроде обволакивающего тело наплыва внутреннего жара. Место массового купания – под контролем санитарных врачей, вода прошла химэкспертизу в Чебоксарах и Казани. Анализ подтвердил слухи о целебных свойствах источника. Впрочем, без медицинского заключения в этом уверена 48-летняя Людмила из Шихазан. Она несколько раз в неделю приходит сюда – после водных процедур у женщины стихает боль в суставах. Местный святой источник по славе и пропаганде в российских СМИ заметно уступает Дивеевскому. Впрочем, добрая молва о шихазанском "чуде" давно гуляет по Поволжью Среди молодоженов Канаша крепнет новая традиция: они приезжают сюда вместо автомобильной прогулки по городским улицам и распития шампанского на Ибресинском тракте. Юные муж и жена ополаскивают лицо и руки, выпивают стакан освященной воды, чтобы в семье сохранить мир да любовь. Не прочь отпить "антиалкогольной" водицы и участники кавалькады. Она, мол, предохраняет от опьянения на свадебном застолье. |
В научном архиве чувашского государственного гуманитарного института имеются извлечения из архива. В извлечениях записано об истории возникновения села Шихазаны. После покорения Казани Иваном IV (Грозным ) здешняя местность была лесистая, в то время почти необитаемая, как раз удовлетворяла желания чуваш, и поэтому многих из них привлекла к себе. Из этих переделов Казанского царства, говорят, и составилось село Шихазаны. Некоторые думают, что село название получило из татарских слов «Шки Азан» -татарское духовное лицо.
|
|