Creative Commons Attribution · Лёгкий способ бросить курить · МЕШАЕТ РЕКЛАМА? · Вы вошли как Гость · "Гости" · ЛС() · Выход
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Добавить в избранное · Список пользователей

Скоро свадьба?

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! » Чăваш канашлăвĕ » Чуваши (*icon-0*)
Чуваши
fsv_kanashДата: Суббота, 22.01.2011, 20:16 | Сообщение # 1
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
Кто,откуда,куда идем
 
fsv_kanashДата: Суббота, 22.01.2011, 20:20 | Сообщение # 2
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
Чуваши: этническая история и традиционная культура
Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д.
http://www.balkaria.info/library/i/ivanov/chuvashi.htm


Сообщение отредактировал fsv_kanash - Суббота, 22.01.2011, 20:23
 
fsv_kanashДата: Суббота, 22.01.2011, 20:20 | Сообщение # 3
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
Историки согласны в том, что в царской России в отношении нерусских народов, в том числе чувашей, геноцида не допускалось. Правительство было заинтересовано в получении наибольшей прибыли от инородцев. Однако власти не допускали чувашей к управлению, препятствовали использованию и изучению чувашского языка, не содействовали развитию национальной культуры. Официальные круги и господствующие сословия пренебрежительно относились к быту, нравам и обычаям чувашей. Ожесточенным гонениям подвергались их языческие верования и обряды, являвшиеся основой древней и самобытной духовной культуры чувашей.
Вместе с тем царизм проводил политику насильственной русификации чувашей посредством их христианизации. Hо эта политика первоначально — в ХVI— ХVІI вв. никакого успеха не имела. Зато активно продолжалась татарская ассимиляция чувашей. Дело в том, что ислам в царской России был в оппозиции к государственной религии — православию. Поэтому чуваши, проживавшие среди татар, стали видеть в исламе средство социального сопротивления. Hо принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши "уходили в татары» (тутара тухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами.
Источники свидетельствуют, что во второй половине ХVI в. в Казанском крае чувашей проживало в 2-3 раза больше, чем татар. Даже по итогам первой ревизии (1719 г.) в Среднем Поволжье татар числилось 211,2 тыс., а чувашей — 21 тыс. человек обоего пола. Здесь же (в Казанской, Симбирской и Самарской губерниях) в 1834 г. чуваши составляли 414,7 тыс., татары — 616,2 тыс. человек, а в 1897 г. — чуваши 753,0 тыс., татары — 10б9,2 тыс. человек. Историки и демографы (В. Д. Димитриев, В. М. Кабузан и др.) справедливо считают, что более быстрый рост численности татар происходил главным образом за счет ассимиляции принявших ислам чувашей.
В ХVII в. московское правительство издает ряд указов, облегчающих положение принявших православие чувашей и существенно сужающих права язычников. Hекрещеный местный феодал не мог владеть крещеными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику. «В этих условиях, — отмечает H. В. Hикольский, — чтобы сохранить свои права на земли, владетельные особы из чувашей принимали христианство и постепенно сливались с коренным русским элементом. Другие чувашские родо-начальники сближались с татарскими князьями, чтобы совместно противодействовать ограничительным мероприятиям правительства. Чувашские мурзы Hижегородского края, упоминаемые под 1647 г., к началу ХVIII в. не существуют:
"они отатарились и омусульманились». Tаким образом, в условиях противостояния ислама и православия в Поволжье чувашские мурзы и князьки, то есть та часть чувашей-язычников, которая была в социально-культурном плане наиболее развитой частью этноса, или обрусевала, или отатаривалась, перенимая ислам.
В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и
сборов, от рекрутской повинности). однако нерусские народы упорно не желали креститься. Tогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников И Командой солдат.
Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных.
Члены Hовокрещенской конторы, попы, приезжавшие в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, угрожали крестьянам, избивали их, заковывали в кандалы, заставляя креститься. За 24 года деятельности Hовокрещенской конторы почти все чуваши путем насилия или обещания льгот и вознаграждений были крещены.
В 40-х гг. ХVIII в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации.
В январе 1744 г. представители чувашей из разных деревень Чебоксарского уезда выбрали Охадера Tомеева из деревни Кильдишево и трех других крестьян представителями для подачи коллективного прошения на имя императрицы Елизаветы Петровны. Выборные выехали в Москву и в июле подали в Синод прошение, в котором требовали запретить насильственную христианизацию, назначить трех лиц (двух русских чиновников и третьим — Tомеева) для управления чувашами и крещения их мирными средствами. Синод отверг эти требования. Tомеев был вынужден скрыться. Чуваши Чебоксарского уезда поголовно отказались креститься.
Добившись принятия христианства силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто крестился.
Крещеные чуваши только формально стали христианами. По существу они долгое время оставались язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку за ними и жестоко наказывало за исполнение языческих обрядов. Служба на непонятном церковнославянском языке была совершенно чужда им. Духовенство, в свою очередь, не знало местного языка. Чувашам неясно было назначение икон:
считая их идолами «русского бога», доносившими ему о поступках чувашей, они выкалывали изображениям глаза, ставили их ликом к стене. В течение довольно длительного времени христианские догматы оставались для чувашей неясными, их обыденное религиозное сознание представляло собой сочетание язычества с православием.
В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги). В 1760-х гг. было выстроено около ста церквей, к середине ХIХ в. их число достигло 150. В первой половине ХIХ в. были практически уничтожены почитаемые чувашами-язычниками священные рощи.
В начале ХХ в. в Чувашии действовали свыше 400 церквей. Hакануне первой мировой войны в крае насчитывалось около одной тысячи служителей культа, тогда как народных учителей было только 822 человека.
Обращение чувашей в христианство способствовало развитию просвещения, в открываемых в чувашских селениях "инородческих новокрещенских" школах вводился родной язык, хотя это делалось властями прежде всего в целях более эффективной христианизации.
 
fsv_kanashДата: Воскресенье, 30.01.2011, 01:14 | Сообщение # 4
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
ЧЕБОКСАР- ГОРОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Я родился в Чебоксарах (по-чувашски - Шупашкар), на территории, которая сначала входила в Булгарское государство, потом в Улус Джучи, наконец - в состав Казанского ханства. Но воспитывался я на советских учебниках, в которых о Золотой Орде говорилось мало, о Булгаре еще меньше, зато было написано, что основан город русскими царями в 1469 году. В год моего рождения отмечали 500-летие Чебоксар, и разбили парк, который, впрочем, так и не стал за 33 года ухоженным и обустроенным. Тогда у меня не возникало вопроса: как мог быть поставлен город на землях Казанского ханства русским царем за сто лет до взятия Казани? На этой страничке я попытаюсь приоткрыть завесу тайны над подлинной историей города, который навечно проставлен в моем паспорте. Страничка будет создаваться постепенно: по мере накопления данных.

http://archeologia.narod.ru/chebok.htm

 
ГостьДата: Среда, 18.05.2011, 01:49 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Геннадий Егоров. Чуваши - булгары по происхождению

После взятия Казани казаки очищали землю отцов от сохранившихся отрядов татаро-монгол и освободили от неприятеля пространство до Астрахани. Чувашский народ тем временем, окрыленный свободой, в честь победы над захватчиком воздвигнул в Казани многоярусную башню. По своей архитектуре она неповторима. В ней нет ни Азии, ни Востока, ни Европы. Башню назвали в честь чувашки-амазонки, принявшей активное участие во взятии Казани — Судам Пике (огонь-красавица). Башня сегодня — одна из достопримечательностей города Казани.

У Ивана Грозного взятием Казани разыгрался аппетит. Он не отказался от захватнической политики, от коварных замыслов лишить исторических земель и свободы чувашский народ. Начались конфликты. Весной 1557 года, как уведомили царские дипломаты ногайцам, «царь велел с Волги всех казаков сослать» (Р. Скрынников. Ермак, М. 1986 г. стр. 15.) Государь послал на Волгу «замену» казакам — вооруженные отряды Степана Кобелева и Ляпуна. Филимонова. Первый отряд закрыл дорогу казакам с Волги на Дон, второй — расположился на Термезе. Казаки-герои взятия Казани, недавно очистившие Атал от неприятеля до Астрахани, обманулись. Поняв случившееся и оценив ситуацию они повели себя соответствующим образом. Это было началом войны казаков против Руси.

Поддерживая своих рыцарей, поднялся на борьбу весь чувашский народ. (Годы не указаны). Начиная с 1557 года до похода Ермака в Сибирь приводимые в источниках даты спорные. Поэтому датирование тех или иных исторических событий могут быть уточнены после изучения царских указов и спрятанной библиотеки Ивана Грозного). В книге «Ермак» говорится о восстании черемисов. «Царское правительство вынуждено было направить против восставших крупные военные силы. Им удалось подавить восстание лишь после упорной трехлетней войны», — пишет Р. Скрынников (Ермак, стр. 42). А мы говорим о «добровольном вхождении» в состав русского государства. Чувашский народ столько натерпевшийся, переживший от татаро-монгол в лице русских увидел не освободителей, а новых завоевателей. Русь использовала чувашский народ и казаков для победы, потом «хорошо отблагодарил» за это. Словом, сценарий прошел по Ивану Грозному.

По предположению пожилых в период восстания народа Иван IV пригласив чувашского царя, преданных ему князей и атаманов якобы на переговоры в Москву, по прибытии на место оковал их в кандалы и бросил в подземелье Москвы. Как бы тяжело ни было в период татаро-монгольской резни и 300-летнего гнета, чаваш патши (царь) всегда был вместе с народом. Царь не мог покинуть благословение предков в беде. Бог доверил ему народ. Следовательно, отлучить от народа мог только Он. Против чувашского царя и атаманов Иван Грозный применил силу, предательски заманив их в ловушку. Летописи кое-что должны прояснить в этом плане. Чувашские цари по традиции носили перстни. Жизнь полна неожиданностей. Возможно, еще обнаружим эту реликвию. Может быть в музее, может в личной шкатулке одного из собирателей необычного, может в подземелье рядом с кандалами. Это печальное событие произошло в 1557-1560 годах. У Ивана Грозного, видимо, отсутствовало благородство, чувство чести, достоинства, коль прибегнул к такой низости, ради достижения своих безнравственных замыслов. Настоящий царь никогда не позволит себе так низко пасть, не поднимет руку на человека, стоящего к нему спиной.

Подавив восстание народа, Иван IV приступил к истреблению казаков. На Волге казаками руководил атаман Ермак Йармак (Ермак) — чувашское имя. Есть село с названием Йармак в Моргаушском районе Чувашской Республики. Прозвище атаману было — Тукмак. В понимании казаков Тукмак означало (такое же значение в чувашском языке) — деревянная колотушка. Казаки Йармака беспощадно грабили царские суда, разоряли купцов. На своих легко управляемых судах они устраивали неожиданные нападения на царские караваны. Австрийский посол С. Герберштейн отметил, что «чуваши отличаются хорошим знанием судоходства... самые искусные стрелки» (История ЧАССР, стр. 56). Отсюда, надо полагать, казаки чувствовали себя на реке Атал как рыбы в воде

Продолжение читайте здесь

 
ГостьДата: Среда, 01.06.2011, 00:02 | Сообщение # 6
Группа: Гости





Все ли верно в родословной Ильича?

Илья Николаевич никогда не забывал, что он происходит из чуваш, – рассказывал Николай Федорович. – Старался, чтобы и дети помнили это. И учил их чувашскому языку…

Признание Мариэтты Шагинян

Все ли верно в родословной Ильича?

http://sovch.chuvashia.com/2007/07/12/7.shtml

И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе.
Худ. Н.Овчинников.

После показа в Чебоксарах кинофильма “Какую Россию мы потеряли”, где известный режиссер Станислав Говорухин прямым текстом говорит, что В.И. Ленин чуваш по национальности, ко мне обращались многие люди:

– Вы писали на эту тему. На самом деле есть документы, подтверждающие слова Говорухина?

Я всем отвечаю, что есть, что такие документы я видел собственными глазами.

…В конце 70-х годов мой переводчик В. Василевский как-то познакомил меня с М. Шагинян.

Мариэтта Шагинян – известная и очень популярная в те годы писательница (1888-1983), автор романов-хроник о В.И. Ленине “Семья Ульяновых”, “Первая Всероссийская”.

Это была небольшого роста щупленькая старушка. Как-то после моего выступления на секции очеркистов Союза писателей СССР Мариэтта Сергеевна подошла ко мне и спросила: “Юхма, ты – чуваш. А знаешь, что Ленин – чуваш?”

Я сказал, что слышал, но документов, подтверждающих это, не видел.

– А они есть у меня, – улыбнулась она.

– Как их можно увидеть? Я как раз пишу тетралогию “Бессмертие” о чувашском просветителе Иване Яковлеве и там хочу осветить и эту тему.

– О-о, Иван Яковлевич Яковлев – великий человек! – оживилась Шагинян. – Да, он дружил с семьей Ильи Николаевича. А ведь Илья Николаевич прекрасно знал чувашский язык… Ладно, я покажу тебе нужные документы.

Жила она в доме писателей на Красноармейской улице, недалеко от метро “Аэропорт”.

– Вот в этой книге, в конце, приведены все документы, которые тебя интересуют, – подала мне Мариэтта Сергеевна свою книгу “Семья Ульяновых”. – Есть и ранее неопубликованные.

Читаю и глазам своим не верю. Шагинян рассказывает о родословии семьи Ульяновых и приводит документы Астраханского магистрата. Подала в городской магистрат девка Ульяна прошение, где просит записать себя в сословие мещан, так как ожидает рождения ребенка.

Была девка Ульяна “рабыней”. Так неофициально называли в Российской империи девушек, купленных разными людьми от “инородцев”. А “инородцами” называли тогда всех представителей нерусских народов.

Ульяна была чувашкой: ее купили и привезли в Астрахань. Тяжелая, беспросветная жизнь “инородцев” в Российской колониальной империи заставляла их продавать своих детей, прежде всего девочек. И что любопытно – официальный статус “рабынь” был выше, чем у крепостных крестьян русских помещиков. А “инородцы” не были крепостными, они были крестьянами-однодворцами. Покупали “рабынь” русские помещики, разные чиновники, купцы: одни – для потехи, другие – для работы, третьи – для ухода за детьми. Кем была куплена Ульяна, достоверно не известно, есть только предположения… И вот она забеременела. Можно предположить, что от своего хозяина. Так как в Российской империи не было официальных “рабов”, то “рабыни”, если оказывались беременными, записывались по их просьбе в мещане. Их дети рождались и тоже записывались мещанами.

Так у чувашки Ульяны родился сын. Назван он был Николаем. А фамилию записали по имени матери. И получил Николай фамилию Ульянин, а не Ульянов. Разница большая. Ульянин, значит, сын Ульяны. Вырос Николай и женился на крещеной калмычке.

В метрической книге церкви записано: “Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья”. Только впоследствии сын Николая Илья смог изменить свою фамилию на Ульянов.

И Николай, и его сын Илья прекрасно говорили на чувашском языке.

Я удивился: “Мариэтта Сергеевна, я читал вашу книгу, но ведь всего этого там не было!”

Шагинян засмеялась и сказала:

– Вы читали поздние издания. А это – первое.

– А почему в других, последующих, нет этих документов? Там о родословии Ульяновых совсем по-другому рассказывается. Вы же сами знаете!

– Да, – стала рассказывать Мариэтта Сергеевна. – Вышла моя книга в первом издании. Вижу: продают ее в магазинах. Вдруг моих книг не стало. Думаю: “Вот какую хорошую книгу я написала, расхватали!” Приглашают меня в ЦК партии. Прихожу, говорят: “Хотите получить Ленинскую премию?”. “Хочу” – отвечаю. “Хотите переиздать вашу книгу “Лениниана” миллионным тиражом?». “Хочу!”. “Хотите стать секретарем правления Союза писателей СССР?”. “Хочу!”

– Ну и отлично. Все это будет, только вот подпишите эту бумагу.

– Что это?

– Родословие семьи Ульяновых.

Читаю, а там – все выдумано.

– Это же подлог! – кричу. – Зачем вы переписали все документы?

– Так нужно.

– Я не подпишу!

– Значит, не хотите получить Ленинскую премию, не хотите переиздания вашей книги миллионным тиражом, не хотите стать секретарем правления Союза писателей СССР.

– Нет, хочу!

– Тогда нужно подписать эту бумагу. Послесловие книги должно быть таким. Подумайте… Да, если не подпишите, у вас могут быть осложнения в партбюро…

Пришлось мне подписать. Конечно, виновата. Но в те годы по-другому жить было невозможно. Я бы сразу стала “врагом народа”…

– А они выполнили свои обещания?

– Как видите. Книги мои переиздаются миллионными тиражами. Я – лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, член всяческих комитетов, правлений и прочее. Об одном сожалею, первое издание книги сохранилось у меня в одном-единственном экземпляре. Так что не могу ее тебе подарить.

– Я найду ее в библиотеке.

– Глупый, – засмеялась Мариэтта Сергеевна. – Они же все изъяли. Даже из Ленинки. Даже ко мне приходили. Спрашивали. Я их обманула, сказала, что ни одного экземпляра нет.

Так я узнал подлинную родословную семьи Ульяновых.

О том, что книга М. Шагинян как биографа семьи Ульяновых в 1938 году обсуждалась в узком кругу Президиума Союза писателей СССР, пишет и Д. Волкогонов. Она сначала не соглашалась на обман, т.е. на фальсификацию биографии Ленина. Тогда ее обвинили в том, что будто бы она, “применяя псевдонаучные исследования о т.н. “родословной” Ленина, дает искаженные представления о национальном лице вождя…” На Президиуме ее работу оценили как “мещанскую” и “идеологически враждебную”. Волкогонов подтверждает это в своей книге “Ленин” (Москва, “Новости”, 1994). Он пишет, что документы, содержащие сведения о родословии Ленина, всего 284 листа, были изъяты.

О чувашском происхождении Ленина пишет и Аким Арутюнов в книге “Ленин” (М., “Вече”, 2003). Он утверждает, что села под названием Андросово, откуда якобы род Ленина, на самом деле не существовало и не существует. Далее он пишет, что за честный труд по родословию Ленина в свое время М. Шагинян от ЦК ВКП(б) получила выговор, а руководитель Союза писателей А. Фадеев – хорошую взбучку.

Отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов прекрасно владел родным чувашским языком и старался, чтобы и дети знали его. Известный русский писатель Николай Григорьев, живший в Ленинграде, в своей книге “Отец”, изданной в 1969 году в издательстве “Политическая литература” в серии “Семья Ульяновых”, вот как описывает интерес Ильи Николаевича к родному языку: “Илья Николаевич, Саша и Володя – каждый со своей ношей – поднялись на второй этаж и вошли в опрятную комнату, уставленную книгами.

– Салам! – приветствовал Илья Николаевич библиотекаря-чуваша.

– Салам! – И молодой человек чинно поклонился каждому из троих. – Салам… Салам! – На широком, под черным хохолком лице его заиграла улыбка, выражавшая готовность служить почетным гостям.

– Никифор Михайлович Охотников – мой коллега, здешний учитель математики, – сказал Илья Николаевич сыновьям, представив их учителю. – Но успевает, честь ему и хвала, и библиотекой заправляет.

Саша и Володя уважительно поклонились и поставили перед библиотекарем принесенные пакеты. Присоединили и отцовский.

– О, вуламалли кенеке! – воскликнул тот, отступая перед дарами. – Книги для чтения! – И в восхищении приподнял руки.

– Ну, полно, полно, Никифор Михайлович… – поспешил Ульянов умерить восторги молодого человека, хотя и не сомневался в их искренности. – Нумай мар! Не с пустыми же было руками сегодня являться?..

Илья Николаевич, пройдясь по комнате, с любопытством повернул к окнам:

– Э, да у вас, я вижу, обнова, Никифор Михайлович! Это к празднику? – Он остановился, разглядывая занавески. Похвалил работу: Чурече сене, хитре, хитре…

Полотно было действительно редкостным. Казалось, это не полотно даже, а молочно-прозрачный туман застлал нижнюю половину окна.

– Синсе пир? – с видом знатока обернулся Илья Николаевич к библиотекарю.

– Синсе пир! – и в ответ улыбка во весь рот…
.......................

Михаил Юхма, народный писатель Чувашии
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1081
Дата: 14.07.2007
 
ГостьДата: Среда, 01.06.2011, 00:06 | Сообщение # 7
Группа: Гости





http://www.istorya.ru/person/lenin.php

Дед Ленина по отцу, Николай Васильевич Ульянов, чуваш по национальности, был крепостным крестьянином из Нижегородской губернии, и переселился в Астрахань, где работал портным-ремесленником. Уже будучи зрелым человеком, он женился на Анне Алексеевне Смирновой, отец которой был калмыком, а мать — наверное, русской. Когда родился Илья Ульянов, Николаю Ульянову уже исполнилось 60 лет. После смерти Николая Васильевича Илью опекал старший брат Василий Ульянов. Он и помог брату получить достаточное образование, чтобы поступить на физико-математический факультет Казанского университета, который окончил в 1854. После окончания университета Илья Ульянов работал учителем математики и физики в гимназиях, институтах и училищах в Пензе и Нижнем Новгороде, с 1869 был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. После награждения орденом святого Владимира III степени отец Ленина в 1882 получил право на потомственное дворянство.

Второй дед Ленина (по матери) Александр Дмитриевич Бланк (до крещения Израиль Мойшевич Бланк), принял христианство, чтобы стать военным врачом. Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрел в Казанской губернии имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Ленина, Марию Александровну, как и её четверых сестёр, воспитала тётка по матери, обучившая племянниц музыке и иностранным языкам.
 
ГостьДата: Среда, 01.06.2011, 00:31 | Сообщение # 8
Группа: Гости





http://www.liga-press.ru/news/history/1170333803/

Чувашские корни моих земляков
Советская Чувашия, 01 февраля 2007 г.
Фамилия Чувашов — самая распространенная в исчезнувшей деревне Суханова Мишкинского района Курганской области и указывает на чувашские корни его жителей.

Предки Чувашовых селились в деревне Чувашовой около Шадринска. Многие из Чувашовых проживают в настоящее время с селе Введенское в полутора километрах от Суханова. Чуваши хотя и жили бок о бок с русскими, но очень разнились с ними. Позволю себе привести статью “О религиозной жизни чувашей Оренбург-ской губернии” за 1890 год (в состав губернии входила нынешняя Курганская область. — Ред.).

“Чуваши каждую пятницу празднуют ИРНЯГОН. Это для них так же, как и для православных воскресенье. Мужчины по пятницам надевают цветные рубахи, а женщины — вышитые полотенца-сюрпан.

Постов чуваши не соблюдают. Пасху величают “ВЫРСЛА ИРИНГОН” — русский праздник. Самый большой праздник у них — СЕМИК, а следующий за ним по значимости — СИНЗЮ. В основании праздника Семика лежит придание хвалы Богу и благоговение перед торжеством природы, возрождающейся после долгого сна весной. Празднуют его в пятницу перед днем Святой Троицы. Они пируют его со всем торжеством и великолепием, воздают хвалу Богу Ириху, которого чуваши считают самым могущественным и самым злым и поэтому боятся прогневать его хоть единым словом. Около Семика играют все свадьбы.

После Семика идет праздник СИНЗИ — отдохновение земли от конца пашни и до покоса. “Земля в это время спит и ее нельзя тревожить”. В связи с неглубокой вспашкой земли урожаи у чувашей невелики, так еще они и сорняков не пропалывают из-за своего праздника. Стоит у них пшеница, поросшая травой. Никто дергать траву и не собирается. Во время праздника Синзи чувашки только доят коров, кормят скот, а все остальное время едят, спят и ничего не делают. Если вы спросите чуваша: “Что ты делаешь?”, то он, скорее всего, ответит вам флегматически: “Нишава, клятим; глаз моя есть”. (В переводе это значит: “Ничего, гляжу, на то у меня и глаза”.)

На свадьбе жених и невеста в первый день праздника незаметно для гостей расходятся, каждый отдельно по своим домам. Только через неделю-другую молодой запрягает лихую тройку лошадей и вместе с гостями и родней направляется к невесте. Там они гуляют и пьянствуют на славу, а потом едут к жениху, где их ожидают водка, мед, пиво. Так могут ездить друг к другу по нескольку раз за время свадьбы.

За невесту платится калым (от 5 до 400 рублей). Калым в 150 рублей уже считается большим. Но если жених очень беден, то по сговору с родней он может выкрасть невесту, не заплатив калыма. Причем и жених, и родня с обеих сторон возмущаются, ищут невесту, плачут, даже и сама невеста голосит, чем приводят в недоумение власти и станового священника. Потом начинают дружно жить без венчания. Жених нередко ссылается на то, что денег на венчание в церкви у него нет. Живет жених с выкраденной невестой год-другой, и только когда у них появляются дети, по настоянию священника он вступает в брачный союз. Чуваши очень боятся станового священника.

Как только начался покос, так и СИНЗЯ кончилась. Так что чуваши, формально числящиеся православными, остаются на самом деле в обычаях и в повседневной жизни вполне язычниками”.
 
ГостьДата: Среда, 01.06.2011, 00:33 | Сообщение # 9
Группа: Гости





По поводу
В Шадринском районе Курганской области есть еще один чувашский населенный пункт — село Канаши. Достаточно солидное, с ковроткацкой фабрикой и предприятием по ремонту тракторов К-700. В целом же в области в 2002 году признали себя чувашами 1912 человек. Это 0,19 проц. численности курганцев. Рядом с ними выше по списку стоят армяне, ниже — азербайджанцы.
Как они могли попасть в Зауралье? Судя по письму О.Щетковой, здешние чуваши даже в конце XIX века придерживались язычества. Отсюда можно предположить, что их предки покинули родные края в Поволжье или Приуралье еще до полной христианизации. Известно, что еще до падения Казани большая группа чувашей оказалась в армии сибирского хана Кучума, основала на горе над Иртышом, названной Чувашским, Чувашский город. Здесь им в 1581 году пришлось вступить в бой с войсками Ермака. Это было около нынешнего Златоуста Челябинской области. А Шадринск появился через полвека восточнее. Возможно, туда и отступили остатки чувашского отряда или, подчинившись Ермаку, пошли насаждать новые крепости. И название своего бывшего города сохранили, обозначив новое селение именно как чувашское. Чувашовым его назвали, конечно, русские.

Любопытно, в энциклопедии Шадринска происхождение названия города связывается с прозвищем Шадра, которое якобы принадлежало человеку, рябому от оспы. И в чуваш-ском языке есть такое слово. И означает оно то же самое. Более того, в языческом пантеоне чувашей, как зафиксировано в словаре Н. Ашмарина, были такие божества, как отец шадры, мать шадры. Надо полагать, в глубокой древности болезнь эта весьма беспокоила чувашей. Понятие “шадра” в том же значении, как указывает “Этимологический словарь чувашского языка” М. Федотова, есть в башкирском, казахском, марийском, удмуртском языках, в одном из диалектов татарского. И В. Далем оно зафиксировано в том же толковании, только как архаичное. А вот известный исследователь этимологии русского языка М.Ферсмер установил, что “шадра” имеет тюркское происхождение.

Сегодня, конечно, невозможно определить, кто первым застолбил место под будущим Шадринском. Может, и кто-то из бойких чувашей. Одно, думается, точно: свой след в этих краях они оставили. Не исключено, что пришли и после Ермаковского похода с волной новых покорителей Сибири. Или же бежали от христианизации, которая вовсю развернулась в середине 18 века. Селились, как Лыковы, в тайге, жили своей верой. Но в любом случае земляки автора письма, пожалуй, первые из чувашей, ставших сибиряками. На это указывает и их малочисленность. Ведь массовое переселение народов Поволжья из-за малоземелья, как отмечают историки, началось только в конце XIX века. И представляли переселенцы многотысячные колонии.

На древность чувашских селений в округе Шадринска, думается, указывает и распространенность в ней фамилии Чувашов. Так называли, наверное, русские всех их жителей, добавляя к кличке имя человека. Например: Чувашов Иван. А потом чиновники записали кличку как фамилию. Судя по страницам Интернета, уральских Чувашовых — не сосчитать. И, пожалуй, самый известный из них — Борис Иванович Чувашов, член-корреспондент Россий-ской академии наук, палеонтолог, работающий в Уральском отделении РАН. Правда, семья, как говорится, не без урода. Как сообщают ураль-ские информагентства, в декабре прошлого года была ликвидирована банда Ф. Чувашова, орудовавшая в Свердлов-ской и Тюменской областях.

Письмо О. Щетковой стало поводом еще раз обратиться к теме чувашей, живущих за пределами Чувашии. О них «Советская Чувашия» писала не раз. И ряд читателей высказали мысль: сидеть в Чебоксарах и строчить о людях дальних краев, конечно, хорошо, но лучше было бы съездить туда. Да, в тех краях делегации из республики бывают, однако только как экскурсанты да гости с песнями и танцами. Нужны исследовательские экспедиции с последующими публичными отчетами, считают читатели. Пожалуй, правильно говорят.

В. ВАСИЛЬЕВ.
 
ГостьДата: Среда, 01.06.2011, 00:49 | Сообщение # 10
Группа: Гости





http://www.htfi.org/?p=997
ЛЕНИН-УЛЬЯНОВ: о чувашско-калмыцких и еврейско-немецких корнях вождя государственного переворота 1917 года

Наконец, чувашская ветвь [ 15 ]. Читателю покажется несколько странным появление в генеалогии Ленина чувашской ветви. Однако должен сказать, что эта версия имеет право на существование, и мы вправе о ней знать. На эту ветвь биографы Ленина никогда не указывали, хотя для этого были все основания. Не указывали потому, что не было распоряжений сверху. А самостоятельно решить этот вопрос исследователи не могли, так как такие выводы привели бы к непредсказуемым последствиям.

Исследование этой ветви требует деликатного, но вместе с тем беспристрастного подхода, чего, к сожалению, не делали биографы советских лет. Словом не обмолвилась об этой ветви в своих работах о предках Ленина и М.Шагинян 37. Все авторы без исключения подчеркивали, что дед Владимира Ильича, Николай Васильевич, был русским человеком. Так, самый сведущий семейный биограф, Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, занимавшаяся по заданию ЦК исследованием биографии и национальной принадлежности предков Ленина, в частности, писала: “По национальности Илья Николаевич был русским...” 38

Не комментирую это заявление Анны Ильиничны, пока не представлю читателю возможности ознакомиться с откровенными фальсификациями и извращениями фактов, с которыми выступила в газете “АиФ” племянница Ленина, Ольга Дмитриевна Ульянова. В № 16(497) от 21—27 апреля 1990 года в публикации “И опять о Ленине...”, в беседе с сотрудником газеты она сказала: “Отец, его брат, сестры знали, что их предки из Астрахани, но, как они попали туда, было неизвестно. Лишь в 1968 году обнаружилось, что отец Ильи Николаевича, Николай Васильевич, был крепостным крестьянином и приехал в Астрахань из Нижегородской губернии. Позже выяснилось, что дед Ленина и его прадед были крепостными помещика Брехова (Нижегородской губернии). Прадед — Ульянин Василий Никитович, имел несколько сыновей. Род по линии Ильи Николаевича — это русские люди. Владимир Ильич и его братья и сестры всегда писали в анкетах, что они русские и родной язык русский. По линии же Марии Александровны ничего определенного сказать не могу. Она тоже русская, хотя бытует мнение о шведской ветви. Однако документально это не подтверждено” (выделено мной. — А.А.).

Ольга Дмитриевна говорила все это спустя десятки лет после выхода в свет книги М.С.Шагинян “Семья Ульяновых”, и через двадцать лет (!) после публикации книжки Виллера Уно “Ленин в Стокгольме”, в которой приведены факты о шведской ветви генеалогии Ленина. Из книги Шагинян О.Д.Ульянова должна была знать и о признании деда, Ильи Николаевича, который говорил, что он “отчасти калмык” 39.

Она должна была также знать и о признании своей тети, Марии Ильиничны, которая писала: “Мать наша по материнской линии — была немка” 40. Читала, несомненно, и книгу Крупской, в которой сказано, что “мать Марии Александровны была немка” 41.

А.Симакова же в своей статье пишет, что “Николай Васильевич Ульянов и его дети Василий и Илья — “коренного российского происхождения” 42.

Осмелюсь утверждать, что все, кто относят предков Ленина и его самого к русским, не только лукавят, ошибаются, но и глубоко заблуждаются, отождествляя слова “российский” и “русский”. Нельзя смешивать и путать восточно-славянский народ с многочисленными неславянскими народами, живущими в Российском государстве. Если, например, русские, украинцы и белорусы составляют одну из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов восточно-славянской ветви, то чуваши, татары, башкиры и другие народы Средней Азии относятся к тюркоязычным народам. Наконец, ведь мы же не говорим “Русская Федерация”, а говорим “Российская Федерация”, имея в виду многонациональное государство, на территории которого проживает свыше ста национальностей.

А теперь обратимся к вопросу о расселении чувашей на территории России.

В XIII-XV веках чуваши занимали обширную территорию в бассейне рек — Волги (от Чебоксар до Зеленодольска), Большой Цивили, Свияги, Пьяны, Урги, Алатыря, Суры, Малой Кокшаги, низовья Ветлуги и других. Во второй половине XV века земли чувашей были включены в состав Казанского ханства. А в начале XVIII века приказом Казанского дворца территория чувашей была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний. В советское время, 24 июня 1924 года, была образована урезанная Чувашская автономная область. 21 апреля 1925 года область была преобразована в Автономную республику (Чувашская АССР). Ее площадь составляла 18,3 тыс. кв. км. Эта территория в настоящее время расположена главным образом в междуречье Суры, Свияги, окаймленная с севера Волгой.

Необходимость этой небольшой исторической справки вытекает из следующего. В официальной советской историографии и в работах биографов Ленина подчеркивается, что его дед, Николай Васильевич Ульянин (иногда пишут Ульянинов), якобы был крепостным крестьянином, родом из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии. В ходе исследования на основе источников было установлено:

Сергачский округ (уезд) на протяжении веков, вплоть до его присоединения к Казанскому ханству, а позднее к Нижегородской губернии, принадлежал чувашам и был заселен исключительно тюркоязычными племенами, большей частью чувашами.

Начиная с XVII века и по настоящее время в Сергачском округе Нижегородской губернии (области) село Андросово не существовало и не существует.

В Сергачском округе в рассматриваемый период (конец XVIII века) в списке населенных пунктов Российской империи указаны два одноименных села: Малое Андосово и Большое Андосово 43 (без буквы “р”). Первое расположено в 18 верстах на северо-востоке от Сергача, второе — в 20 верстах восточнее указанного уездного города. Село Андосово указано и в современных почтовых справочниках. Оно находится в Пильнинском районе Нижегородской области. Так из какого же села отлучился так называемый дед Ленина, крепостной крестьянин “Николай Васильевич сын Ульянин”? И как могут объяснить биографы Ленина тот факт, что село Андросово в Сергачском округе Нижегородской губернии никогда не существовало? Если хоть один из них провел бы источниковедческий анализ найденных в архиве документов, то на поверхность сразу же всплыли бы фальшивки.

Включение земель, заселенных чувашами, в состав Казанской и Нижегородской губерний, вовсе не означает, что крестьяне этих территорий по щучьему велению превратились в русских. Это ведь абсурдно.

Бесспорно, что в указанных выше селах проживали чуваши. Но вряд ли отставной корнет [ 16 ] Степан Михайлов Брехов (надо разобраться, был ли на самом деле такой помещик), приобретя поместье в этой глухомани, привез бы из Центральной России или из других губерний русских крепостных крестьян. На месте он мог бы купить их куда дешевле.

Отпущенный помещиком Бреховым (если это действительно имело место) в 1791 году на волю Николай Ульянин, или Ульянинов, был, бесспорно, чувашской национальности. Напомним, что отец Ленина, Илья Николаевич, признавал, что он “отчасти калмык”, но о другой части своей национальности почему-то умалчивал. Если бы у него были русские корни, я уверен, он не стал бы об этом умалчивать. Напротив, он с гордостью подчеркнул бы этот факт.

Во внешнем облике Ульяновых, начиная с Василия (дяди Ленина) и Ильи (отца) и кончая Владимиром Ильичем, преобладали монголоидные элементы. И если еще учесть их небольшой рост (максимальный 164 см), что не типично для русских мужчин, то можно предположить, что дед, прадед и все далекие предки Ленина по отцовской линии принадлежали к тюркоязычным племенам.
 
fsv_kanashДата: Воскресенье, 28.08.2011, 12:03 | Сообщение # 11
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
О Степане Тимофеевиче Разине и чувашах

Вторая Крестьянская война 1670—1671 годов была подготовлена социально-экономическим развитием страны после подавления Первой Крестьянской войны и отражения польско-шведской интервенции начала XVII века и явилась ответом крестьянства и казацких низов на все усиливавшийся гнет феодалов-крепостников и феодальною государства. С 20-х годов все интенсивнее расширялось вотчинно-поместное землевладение. Дворянско-монастырская колонизация велась за счет земель черно-сошного крестьянства и ясачных людей Поволжья и Приуралья. Росла численность владельческих крестьян, усиливалась их эксплуатация вотчинниками и помещиками, увеличивались размеры государственных налогов. Соборное уложение 1649 года окончательно оформило закрепощение владельческих крестьян, которые отныне становились фактически собственностью феодалов. Продолжительная война России с Польшей из-за Украине в 1654—1667 годах, потребовавшая огромных расходов, покрываемых за счет крестьянства, а также мобилизация и поиска значительного числа русских крестьян, казаков, русских ясачных людей до крайности ухудшили положение народных масс. С каждым годом все больше крепостных крестьян убегало в юго-восточные районы, на Дон. По требованию дворян и монастырей царское правительство жесткими мерами проводило сыски беглых крестьян. Возвращало их владельцам.

Положение чувашских, мордовских, марийских и татарских крестьян было ужасно. Из-за продолжительных войн невыносимо тяжелой становилась ратная повинность (обязанность поставлять в армию одного воина с трех ясаков — примерно с шести крестьянских дворов). Не было предела произволу воевод, дворян, приказных служителей. Нерусское крестьянство изнемогало под национальным и религиозным гнетом царских властей и православной церкви. В то же время в постоянном трудовом и бытовом общении нерусские народы Среднего Поволжья и русские крестьяне края все более сближались, укреплялось единство их классовых интересов.

Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов. Она охватила Поволжье, Заволжье и Слободскую Украину. Предводителем угнетенных масс выступил донской казак, искусный и бесстрашный военачальник Степан Тимофеевич Разин. Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском овладел Царицыном (ныне город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил вверх по Волге. Разин обращался к народным массам с призывом уничтожать бояр, помещиков, богатых купцов, обещал передать им всю землю, установить казацкие порядки, свободу и волю. Саратов и Самара, не оказав сопротивления, перешли на сторону разинцев. В конце августа разницы подошли к Симбирску (ныне город Ульяновск), заняли острог, где размещался посад, но не сумели овладеть сильно укрепленной крепостью. Здесь собралось около 20 тысяч повстанцев. Сюда прибыли многотысячные отряды русских, чувашских и мордовских крестьян. Однако осада крепости затянулась. В это время восстали крестьяне всего Среднего Поволжья. В Чувашии на борьбу против угнетателей поднялись почти все крестьяне.

Направленный С. Т. Разиным в Присурье атаман Максим Осипов со своим отрядом прошел по Симбирско-Карсунской оборонительной черте, где к отряду присоединились крестьяне, стрельцы и казаки, с боями взял Алатырь (город находился в руках разинцев до конца ноября). К отряду Осипова здесь присоединилось много русских, мордовских и чувашских крестьян, и он достиг 15 тысяч человек. Жители Курмыша и Ядрина без сопротивления перешли на сторону повстанцев. Эти города были заняты отрядом Осипова. В них разницы продержались также до конца ноября.

В конце сентября многотысячные отряды чувашских повстанцев вступали в сражения с правительственным войком во главе с князем Ю. Барятинским, направлявшимся на выручку осажденного Симбирска. Это войско 1 октября под Симбирском нанесло поражение разницам. С. Т. Разин был тяжело ранен. Соратники доставили его на Дон.

Еще в начале сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтобы занять его. Для подавления разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три сражения с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось освободить Цивильск от осады. Однако после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разницами. Лишь в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивпльска.

В начале октября повстанческий отряд разинского атамана П. Шумливого занял Козьмодемьянск. В городе и во всем уезде было установлено народное управление. В Козьмодемьянске сосредоточилось до 15 тысяч повстанцев. Они долго защищались от наседавших правительственных войск.

Центром повстанцев являлось также село Сундырь (ныне город Мариинский Посад).

Восставшие крестьяне Чувашии и посланные С. Т. Разиным отряды расправлялись с воеводами и приказными служителями, помещиками, монастырскими властями, богатыми купцами, чувашскими пуянами и коштанами. Для подавления восстаний в Чувашии царское правительство направило войска численностью в 4,5 тысячи человек. После занятия правительственными войсками Алатыря, Курмыша, Ядрина и Козьмодемьянска 10-15-тысячные отряды повстанцев были сосредоточены близ деревень Алгаши Чебоксарского, Большие Туваны и Яндоба Курмышского, Выла, Хочашево и Четаево Ядринского, Хоракасы, Чоллы и других Цивильского уездов. Во главе них отрядов стояли полковники и атаманы из чувашей. Их действия направлял русский атаман цивилянин Сергей Васильев. Храбрейшими были полковник Байдул Искеев (из дер. Хоракасы) и атаман Тойдемир Емайдин (из Цивильского уезда). Отряды повстанцев вступали в сражения с правительственными войсками. Наиболее крупные сражения произошли под деревнями Хоракасы, Яндоба и Сорма. Карательные царские войска вплоть до весны 1671 года подавляли повстанцев в Чувашии. Они сожгли десятки селений, казнили сотни разинцев, отбирали имущество повстанцев. Крестьянская война была подавлена в крови и огне. Сам С. Т. Разин в апреле 1671 года был схвачен на Дону карателями и 6 июня того же года казнен в Москве.

Народная память о С. Т. Разине и разницах прочно сохранилась в фольклоре. Русское устно-поэтическое творчество о С. Т. Разине очень богато и разнообразно. Оно обстоятельно исследовано видными учеными. В русских народных песнях создан поэтический образ Степана Разина — вождя бедноты, поборника народной воли. «Эти песни говорят о силе и несгибаемости народа, о его ненависти к рабству и произволу, о вере в торжество справедливости». Если в песнях о Разине, как правило, проявляется народный дух, то русские предания и легенды о нем выражают взгляды разных социальных групп общества. Часть русских преданий содержит реалистические героические сюжеты и мотивы: хождение С. Т. Разина «за зипуном», овладение им Астраханью, поход вверх по Волге, расправа с угнетателями, конфискация товаров с купеческих судов, осада Симбирска и поражение под ним. возвращение на Дон, арест и казнь предводителя Крестьянской войны и т. п. Нередко действительные факты в них сочетаются с художественным вымыслом, обрастают легендарными мотивами. Большинство русских преданий о С. Т. Разине носит легендарно-мифический характер. Он рисуется чародеем, волшебником, обладавшим сверхъестественной силой и возможностями. Впрочем, подобные легенды начали ходить о Разине еще при его жизни. Во многих преданиях говорится, что Разин ждет своего часа, чтобы явиться и творить суд и расправу над угнетателями. Другие легенды говорят о Разине как о величайшем грешнике, которого не принимает земля и который осужден мучиться до скончания века. Такие легенды возникли вследствие правительственной и церковной пропаганды. Разин был проклят церковью как антихрист, изверг, злодей, грабитель, великий грешник и предан анафеме, которая звучала в ней каждый год. Подобные легенды поддерживались помещиками, зажиточными слоями крестьянства и богатыми горожанами.

Продолжение>> http://www.vurnar.ru/Istoriya-CHuvashii/Page-9.html


Сообщение отредактировал fsv_kanash - Воскресенье, 28.08.2011, 12:04
 
fsv_kanashДата: Воскресенье, 28.08.2011, 12:25 | Сообщение # 12
Хамăр ял!
Группа: VIP
Сообщений: 189
Статус: Offline
О E. И. ПУГАЧЕВЕ И ПУГАЧЕВЦАХ

В 1773—1775 годах Приуралье и Поволжье были охвачены Крестьянской войной под предводительством донского казака Емельяна Ивановича Пугачева. Основными участниками движения были яицкие казаки, работные люди уральских заводов, башкирские народные массы, русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские и мордовские крестьяне.
Причин для активного участия чувашских крестьян в восстании Е. И. Пугачева было более чем достаточно. Как уже указывалось в VII главе, степень эксплуатации ясачных — государственных крестьян с петровского времени резко возросла. Очень тяжелыми стали повинности (трудовая, извозная, постойная, дорожно-мостсвая и г. п.). Исключительно высоким был косвенный налог на соль. Муки и страдания крестьян усугублялись произволом и вымогательством дворян и чиновников. В судах, где царило взяточничество, крестьяне не находили правды и защиты. В чувашских селениях имелось около 200 мельниц, промышленных предприятий и земледельческих хозяйств городских купцов, которые жестоко угнетали крестьян. Эксплуатировали их и местные богатеи h коштаны. В 1740—1763 годах насильственными мерами была проведена христианизация чувашей, в ходе которой на средства крестьян в Чувашии было построено более 100 церквей. Церкви и духовенству были выделены значительные участки из крестьянских земель. С прихожан духовенство собирало натуральные и денежные сборы. Бесчинства духовенства в чувашских селениях не уступали произволу дворян и чиновников.

Многие крестьянские хозяйства были разорены до предела. Тысячи чувашских крестьян бежали в Закамье, Приуралье, выезжали на заработки на уральские металлургические заводы и рудники. К началу Крестьянской войны 1773—1775 годов более четверти чувашского населения проживало за пределами Чувашии.
Уже на первом и втором этапах Крестьянской войны, с сентября 1773 года до середины июля 1774 года, большое количество чувашских крестьян Оренбургской губернии, Ставропольского, Самарского и Казанского уездов Казанской губернии, а также чуваши, работавшие на уральских заводах и рудниках, участвовали в рядах пугачевских отрядов в сражениях против правительственных войск.
Предводитель Крестьянской войны Е. И. Пугачев, потерпев поражение в сражении с царскими войсками в Казани, в ночь с 16(27) на 17(28) июля 1774 года переправился с остатками своей армии на правый берег Волги у деревни Нерядово, ниже села Сундыря (ныне город Ма-риинский Посад). Здесь собралось до тысячи конных пугачевцев, к ним стали присоединяться местные русские и чувашские крестьяне. Пламя восстания охватило почти всю Чувашию. Начался третий этап Крестьянской войны, отличавшийся наиболее ярко выраженной антикрепостнической, антидворянской направленностью.
С места переправы войско Е. И. Пугачева двинулось по направлению к Цивильску. С утра 17 июля и на всем пути до города Курмыша Пугачев посылал в чувашские селения группы русских казаков и присоединившихся к нему «казаков из чуваш», чтобы объявлять народу о жалованиях «крестьянского царя». Крестьяне собирались в селах и восставали.
С основным войском в Цивильск Е. И. Пугачев не заехал. В город он отправил отряд из 50 казаков. Здесь пугачевцы разгромили церковь и казну, несколько купеческих домов, питейный дом, повесили воеводу и двух дворян. Утром следующего дня бесплатно роздали казенную соль собравшимся в городе крестьянам-чувашам. С 17 на 18 июля повстанческое войско ночевало близ села Богатыреве на реке Унге, в следующую ночь отдыхало около села Большие Яндобы, с 19 на 20 июля — на лугу у села Ильина Гора под Курмышом. Крестьяне-чуваши группами и поодиночке вступали в войско Пугачева и становились «казаками».
Восстания охватили Кокшайский, Чебоксарский, Ци-

вильский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии, Ядринский и Курмышский уезды Нижегородской" губернии, населенные в основном чувашами. С 17 по 27 июля на этой территории произошли восстания почти в 40 селах. В каждом из них участвовало по 200—800 крестьян всех приходских селений. Вооружившись бердышами, айбалдами, копьями, луками, дубинами, редко огнестрельным оружием, они громили церкви, купеческие заведения и мельницы, расправлялись со священно-церковнослужи-телями и другими угнетателями. Всего чувашскими повстанцами было уничтожено около двух десятков дворян, чиновников, смотрителей лесов и купцов, более 120 священников и других церковнослужителей, несколько волостных сотников, сельских богатеев и коштанов. В дер. Аба-шево Ядринского уезда, где были казенные соляные амбары, пугачевцы роздали крестьянам 913 пудов соли и все деньги, имевшиеся здесь в конторе. Из чувашских крестьян выдвинулись отважные руководители повстанцев.
Утром 20 июля Пугачев с частью войска вступил в город Курмыш и пробыл здесь до обеда. Пугачевцы забрали оружие из воеводской канцелярии. Русским и чувашским крестьянам, собравшимся в городе, роздали соль и казенные деньги. В полдень повстанческое войско двинулось в сторону г. Алатыря. В Курмыше в качестве воеводы был оставлен казак Иван Яковлев с четырьмя другими казаками и «записавшимися в казаки» 60 горожанами и крестьянами.
В указанных чувашских уездах крестьянское движение продолжалось еще месяц после ухода Пугачева. Крестьяне восставали уже не в масштабах селений и приходов, они объединялись в крупные отряды и совершали нападения на незанятые пугачевцами уездные города, вступали в сражения с карательными командами и правительственными войсками, посланными преследовать Пугачева.
23 июля смешанный отряд русских и чувашских крестьян во главе с курмышским воеводой казаком Яковлевым и отряд чувашских крестьян совершили нападение на Ядрин, но были отбиты воинской командой и вооруженным отрядом ядринских купцов. 25 июля отряд Яковлева вступил в бой с командой правительственных войск во главе с Мелиным, прибывшей из Казани, и был разбит, в плен попало 200 повстанцев. 26 июля Мелин вступил в Курмыш, где повесил большое число восставших. В тот же день отряд чувашских крестьян во главе с известным вожаком Михаилом Ивановым Негеем (из села
Хоршеваши Курмышского уезда) пытался отбить Курмыш, но безуспешно. Негей был схвачен и умер в пытках.
В Козьмодемьянском уезде два чувашско-марийских повстанческих отряда направились к уездному городу с намерением овладеть им. 24 июля один из отрядов вступил в бой с командой Мельгунова, но не смог пробиться к городу. В тот же день отряд из 400 крестьян, направлявшийся к Козьмодемьянску, в селе Оринине вступил в бой с командой капитана Богданова и принудил ее к отступлению.
27 июля в селе Большая Шатьма Чебоксарского уезда около 500 крестьян-чувашей напали на отряд из батальона Череватова, оставленный для охраны арестованных повстанцев.

В конце июля в дер. Моргауши Цивильского уезда более 2000 чувашских повстанцев вступили в сражение с батальоном Дурново, но потерпели поражение.
К началу августа в правительственных карательных силах в Чувашии насчитывалось 600 солдат и несколько пушек. Им помогали штатные и инвалидные команды уездов, вооруженные отряды дворян и купцов.
Команда капитана Алексеева под селом Хоршеваши Курмышского уезда четыре раза была атакована отрядом из 700 вооруженных чувашей. Восставшие потеряли убитыми 12 человек. На следующий день команда Алексеева, объединившись с батальоном Дурново и отрядом ядринских купцов, нанесла поражение отряду повстанцев. У них было убито более 100 человек.
В августе и сентябре карательные команды арестовали несколько сот участников Крестьянской войны. Многие из них были казнены, подверглись жестоким телесным наказаниям, погибли в пытках. Некоторые вожаки восставших были отправлены на вечные каторжные работы. Тысячи крестьян скрывались в лесах. Расправа с повстанцами продолжалась и в 1775 году. Во многих чувашских селениях для устрашения народа и как «позорный» знак были установлены орудия казни — виселицы, колеса и глаголи'.
К настоящему времени преобладающая часть документов об участии чувашского народа в Крестьянской войне 1773—1775 годов опубликована2. Однако большинство документов об этой войне исходит из лагеря эксплуа-i.поров и не выражает отношения трудящихся к событиям и участникам пугачевского движения.
Народная оценка Крестьянской войны 1773—1775 го-
дов и ее предводителя Е. И. Пугачева отразилась в фольклоре.
Пугачевский фольклор русского и многих других народов опубликован в огромном количестве и обстоятельно исследован3. И публикации, и исследования свидетельствуют о том, что русский фольклор о Е. И. Пугачеве и Крестьянской войне под его предводительством богат и разнообразен, но по количеству песен, сказаний и преданий значительно уступает разинскому фольклору. Исследователи приходят к выводу, что, в отличие от устного народного творчества о С. Т. Разине — творчества высокопоэтического и в немалой степени покрытого налетом фантастичности, таинственности и даже мистики, пугачевский ■фольклор более реалистичен, конкретен и точнее передает историческую действительность, что объясняется •более высоким уровнем народного сознания в конце XVIII—XIX веках.
Несколько десятилетий после казни Е. И. Пугачева запрещалось даже называть его имя, оно заменялось фразой «известный бунтовщик, вор и злодей». Православная церковь предала его, как и С. Т. Разина, анафеме....
...
Оригинал статьи http://ho5.ru/-topmenu-148/-topmenu-146/579-e--a-a.html?showall=1
 
ГостьДата: Вторник, 20.12.2011, 17:06 | Сообщение # 13
Группа: Гости





Чуваши тогда выступали под именем сабиры.Тогда они еще помнили о своих славных предках сувар и булгар.Атăлçи Пăлхар республики-çак ятпа асăннă чăваш патшалăхне.Çак ята чăвашсен тавăрасах пулать.
 
ГостьДата: Пятница, 06.01.2012, 19:20 | Сообщение # 14
Группа: Гости





Судам Пике (огонь-красавица) Башня называется СЮЮМБИКЕ названа в честь Булгарской царицы самоотверженно зачищавшая Казань.А то что чуваши активно принимали участие во взятии Казани свидетельствует об отсуствии у них булгарского начала. Всем чувашским фантазерам ,Иван Грозный после взятия Казани взял себе очередной титул князя, не татарского или казанского, а Болгарского.
 
ГостьДата: Воскресенье, 08.01.2012, 16:33 | Сообщение # 15
Группа: Гости





Çулăм пике ногайка. Чуваши брали Казань по причине того, что пришлые татары стали заносчиво вести себя по отношению к булгаро-чувашам. Татары - разорители земель булгарских, не могут и быть ими. Чуваши прямые потомки булгар. Татары-кыпчаки.
 
Форум » ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! » Чăваш канашлăвĕ » Чуваши (*icon-0*)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Creative Commons Attribution/Share-Alike 3.0 и GFDL · Лёгкий способ бросить курить · Вы вошли как Гость · "Гости" · ЛС() · Выход